БАСТУЮЩИМ ДОКТОРАМ

(Сатирическая пьеса)

Действующие лица:
Регионздрав — знатный вельможа, крупный упитанный мужчина средних лет. Бас-профундо.
Минздрав — более знатный вельможа и более крупный и более упитанный мужчина старше сорока. Ну, вы в курсе... Бас-кантанто.
ФОМС, он же Фонд обязательного медицинского страхования — организация, у которой почему-то оказались все деньги, выделяемые на медицину. Жизнерадостный нагло-хитроватого вида солидный мужичок. Сладкий тенорок.
Судья. Просто судья. Статный и солидный мужчина в судейском облачении эпохи средних веков. Драматический баритон.
Врач. Некая модель Доктора Айболита, но более понурого, раздосадованного вида, вечно крайняя фигура. Хриплый лирический баритон.

Сцена 1

Минздрав сидит в кресле за столом с зелёным сукном в кабинете «ленинско-кремлёвского» образца. Минздрав чинно восседает. Слева от него стоит Регионздрав с раскрытой красной папкой, из которой он время от времени достаёт документы и передаёт Минздраву на подпись. Тот внимательно читает: одни из них он откладывает в сторону, а в других — ставит резолюцию и возвращает обратно Регионздраву.
Чуть в стороне, на диванчике, вальяжно расположился ФОМС. С улицы раздаётся шум, нарастающий раз за разом. В конце концов, он становится громким и более отчётливым. Регионздрав подходит к окну, выглядывает.

Минздрав:
Что там за шум?

Регионздрав:
Врачи забастовали.

Минздрав:
Они офонарели? Ведь им нельзя!
Зачинщиков под суд — и все дела!

Регионздрав:
Никак нельзя. Они по-итальянски:
Работают, но лишь по нормативу,
А это всё равно, что ничего!

Минздрав (в сердцах):
Кто отменил им крепостное право?!..
Молчи. То риторический вопрос.
Что скажет обаятельный медужас?
Pardon moi!1 — обязательный медстрах?

ФОМС:
Ребята, я совсем не понимаю,
Зачем им деньги вообще платить:
С подлодки, что в глубокой автономке,
Не то, чтоб нету выхода совсем.
Он есть — через торпедные отсеки.

Минздрав (с досадой):
Конкретней. Не испытывай на прочность
Мой бедный ассоциативный ряд.

ФОМС:
Куда они пойдут, коль их уволить?
Они шесть лет учились на врача!
Уборщицей? Кассиром? В слесаря?
Да им же просто гордость не позволит!
Давайте увеличим норматив:
Тыщ сто на одного специалиста.
Тогда и пригрозим им уголовкой!
Увидите: весь гонор пропадёт.

Минздрав (с облегчением):
Прекрасно! Вот за что тебя люблю —
Так это за умение конфетку
Слепить из... чем анализы на яйца-глист сдают.
(громко) Подать сюда врача! Сейчас попляшет...
Ишь, забастовку мне тут учинил!

Входит врач.

Регионздрав (грозно):
Ну что, пришёл, Емелька Пугачёв?
Сейчас тебе устроим садо-мазо!
О премии забудь! И о надбавках.
Работать будешь, милый, за харчи.

Минздрав (сокрушённо качая головой):
Ну, как со мной ты мог так поступить?
Ведь я тебе почти родное папо!
Тебе же увеличили зарплату,
Мы даже отчитались (тычет пальцем в потолок) наверху.

Врач:
О да, вы отчитались. Хитрый ход.
Макиавелли2 даже и не снилось!
Немного увеличили оклад —
И на корню срубили все доплаты,
В итоге, не меняя ничего,
Добавили и штрафы, и нагрузку.
Осталось лишь поставить турникет
И деньги брать за выход на работу.

ФОМС:
Какая обалденная идея!
Постой, я конспектирую, мой друг.

Врач:
Меня ты с кем-то путаешь. Твои
Друзья в овраге лошадь доедают!
Когда такое было, чтоб посредник,
На ровном месте прыщ, простой делец
Мне диктовал, кого и чем лечить,
И сколько принимать народу в день?

Регионздрав:
Вот так всегда. Пригрел змею на рюмке —
В итоге ни посуды, ни вина!
Ты в курсе, на кого батончик крошишь?
К судье пойдём — пусть скажет он свой приговор!

Сцена 2

Зал суда. Антураж — нечто среднее между залом суда из американских фильмов и залом суда аля 1900 года. За столом-престолом тронно восседает судья. Подле правой руки деревянный молоточек — «судейская колотушка». На столе перед судьёй дело из трёх томов. Ближе к переднему краю стола статуэтка Фемиды.
По бокам от него два брава-молодца — приставы стрелецкого вида эпохи Ивана Грозного.
Перед судейским престолом — стол поменьше. За ним, лицом в зал, сидит молчаливая секретарша что-то стучит на пишущей машинке образца 1913 года.
Справа и слева от неё фасадом к судье — две трибуны с табличками «Истец» и «Ответчик». За левой — той, что с табличкой «Ответчик», стоит Врач, за правой, той что с табличкой «Истец» — Регионздрав. Оба задумчивы и молчат.

Судья (внимательно изучив дело):
Я умываю руки, господа!
Поскольку выполненье нормативов,
Как ни крути — не криминал.
Что, не могли подбросить героину?
Иль пачку крупных меченых купюр?
Таков мой приговор!

Судья со всей дури ударяет деревянным молоточком по своему столу.

Сцена 3

Регионзрав и Врач возвращаются в кабинет Минздрава. Регионзрав передаёт ему свиток пергамента — приговор судьи с сургучной печатью и становится с левой стороны подле Минздрава — лицом в зал.

Минздрав (прочитав приговор судьи, насупился):
Чего ты добиваешься, несчастный?

Врач:
Немногого, коль здраво рассудить.
Зарплаты не в размере подаянья.
Рабочей смены, что не на полсуток.
Народа в смену меньше, чем полста.
Лечить, а не плодить макулатуру.
Как видите, работать я не прочь.
Но только, ради бога, не мешайте!

Регионздрав (вторя Минздраву в тон):
Ты только посмотри! Каков нахал!
Не нравится — никто тебя не держит!

Врач пристально глядит на Регионздрав, затем окидывает взором остальных.

Врач (кивая в сторону Регионздрава):
Кроме него, найдутся кандидаты
На пеший эротический поход?
С таким начальством и врагов не надо:
Я заподозрил бы коварный план,
Когда б не непременное условье:
Чтоб план составить, надобны мозги,
А ими здесь, похоже и не пахло.
Когда совсем загнусь я от работы,
Апостола Петра я попрошу,
Чтоб на воротах впредь с таких, как вы,
Просил души он флюорографию.
И полис страховой. И по талонам.
И объявлял, что нету райских коек,
Зато избыток сковородко-мест.

Финал

Занавес закрывается. Звучит финальная увертюра.

Хорал: Посмотрим на развитие событий.
Возможно, это только первый акт.
__________________
1 Франц.: Извините!
2 Для тех, кто не знает:
Никколо Макиавелли (итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.
Он родился в деревушке Сан-Кашано, расположенная возле Флоренции 3 мая 1469 г. в дворянской обедневшей семье. Макиавелли получил хорошее образование, благодаря прекрасному знанию латыни мог читать в оригинале древних авторов, имел прекрасное представление об итальянской классике, но не разделял преклонения гуманистов перед эпохой античности.
Политическая биография Никколо Макиавелли ведёт отсчёт от 1498 г., он исполняет роль секретаря Второй канцелярии, в том же году его избирают секретарем Совета Десяти, которому предстояло отвечать за военную сферу и дипломатию. На протяжении 14 лет Макиавелли выполнил большое количество поручений правительства, в составе посольств ездил в различные итальянские государства, а также в Германию и Францию, составлял справки и доклады по текущим политическим вопросам, вёл обширную переписку. Знакомство с наследием древних, опыт государственной, дипломатической службы стали неоценимым подспорьем в последующем создании социальных и политических концепций.
В 1512 г. Макиавелли пришлось уйти в отставку из-за пришедших к власти Медичи, его, как республиканца, на год выслали из города, а в следующем году арестовали, как предполагаемого участника заговора, пытали. Макиавелли твердо отстаивал свою непричастность, в конце концов его помиловали и выслали в небольшое поместье Сант-Андреа.
С пребыванием в имении связан самый насыщенный период его творческой биографии. Здесь он пишет ряд работ, посвящённых политической истории, теории военного дела, философии. Так, в конце 1513 г. был написан трактат «Государь» (издан в 1532 г.), благодаря которому имя его автора навеки вошло в мировую историю. В этом сочинении Макиавелли утверждал, что цель оправдывает средства, но при этом «новый государь» должен преследовать цели, связанные не с личными интересами, а с общим благом — в данном случае шла речь об объединении политически раздробленной Италии в единое сильное государство. Именно неограниченная власть правителя, по мнению убеждённого патриота Макиавелли, могла стать единственным способом положить конец бедам его родной страны. Ради этой благой цели справедливостью и нравственностью, интересами граждан и церкви можно пренебречь.
Труды Макиавелли были восприняты современниками с восторгом, пользовались огромным успехом. По его фамилии была названа макиавеллизмом система политики, не пренебрегающая ни одним из способов достижения цели вне зависимости от их соответствия нравственным нормам. Кроме прославившегося на весь мир «Государя», самыми значимыми произведениями Макиавелли считают «Трактат о военном искусстве» (1521), «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), а также «История Флоренции» (1532). Эту работу он начал писать в 1520 г., когда его вызвали во Флоренцию и назначили историографом. Заказчиком «Истории» выступил Папа Климент VII. Кроме того, будучи личностью разносторонне одаренной, Никколо Макиавелли писал художественные произведения — новеллы, песни, сонеты, поэмы и др. В 1559 г. его сочинения были внесены католической Церковью в «Индекс запрещенных книг».
В последние годы жизни Макиавелли предпринимал немало безуспешных попыток снова вернуться у бурной политической деятельности. Весной 1527 г. была отклонена его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики. А летом, 22 июня того же года, находясь в родной деревеньке, выдающийся мыслитель скончался. Место его захоронения не установлено; во флорентийской церкви Санта-Кроче есть кенотаф в его честь.

TEXT.RU - 100.00%

Комментариев нет:

Отправить комментарий